Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Официальный сайт ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ
«ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст)
План по оргпнизации применения профстандартов
Адаптация к стандарту деятельности педагога
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
Принятые профессиональные стандарты непедагогических работников
О необходимости дополнительного профессионального образования учителей (воспитателей) после начала применения профессионального стандарта педагога
Профессиональный стандарт воспитателей
Профессиональный стандарт воспитателя — характеристика знаний, умений и навыков специалиста, которые потребуются для работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Документ:
- регламентирует трудовые отношения и требования к специалистам;
- является основой для проведения кадровой политики в ДОУ, повышения квалификации, присвоения званий и квалификации педагогам;
- способствует реформированию системы образования. Профстандарт воспитателя: цели и задачи документа Профессиональный стандарт воспитателя существенно отличается от квалификационного справочника, поскольку содержит более подробную информацию. Он отражает политику государственного регулирования вопросов качества образования. Стандартизация была введена для того, чтобы воспитанием и обучением детей занимались настоящие профессионалы. На данный момент государственные требования к квалификации, умениям и знаниям педагогов регулируют два документа: ФГОС, который был утвержден Минобрнауки РФ и утвержденный Минтруда РФ Профстандарт. Важно помнить, что несмотря на схожесть документов, ФГОС регламентирует работу учреждений сферы образования, а профстандарты конкретизируют кадровую работу в них и касаются определенной категории сотрудников. Оба эти документа были представлены в 2013 году, но профессиональному стандарту педагога дошкольного образования (воспитателя) потребовалось шесть лет для вступления документа в силу, поскольку документ неоднократно дорабатывался (последний перенос введения, согласно министерскому указу №563, состоялся с 1 января 2017 на 1 сентября 2019). Любопытно, что параллельно с ним велась работы над профстандартом для младших воспитателей детского сада (помощников воспитателя), но его так и не приняли. Московский городской психолого-педагогический университет выступил разработчиком действующего профстандарта воспитателя, который является частью документа, регулирующего требования к работникам сферы образования от дошкольного до среднего звена
Портрет воспитателя согласно профстандарту
Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы. Воспитателем может быть тот специалист, который уважает и любит детей, кто готов нести ответственность за воспитанников, ладить с коллегами и родителями, проявлять заботу о развитии и успешности малышей. Именно поэтому профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя 2018 года позволяет принимать на работу соискателей, которые имеют пятый или шестой уровень квалификации и: среднее или высшее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки»; либо же среднее или высшее профобразование в любой области, однако впоследствии прошли программу дополнительного обучения в сфере педагогики и образования и могут работать с дошкольниками. Такие высокие требования к квалификации обусловлены тем, что воспитатель находится в постоянном контакте с детьми, а потому должен обеспечивать их безопасность и комфорт, способствовать гармоничному развитию и приобретению необходимых возрасту навыков и знаний. По этой причине работодатели проверяют у соискателей не только наличие образования и квалификации, но и на наличие: судимости за любые преступления, указанные в ст. 331 ТК РФ; заболеваний, которые являются потенциально опасными для контактирующих с ним людей; запретов на осуществление педагогической деятельности, вынесенных на основании судебного приговора. Если работник имеет недостаточную квалификацию или уровень его знаний не соответствует требованиям профессионального стандарта педагога дошкольного образования, работодатель не вправе использовать эти факты в качестве основания для отстранения или увольнения сотрудника. К счастью, российское законодательство предоставляет право повысить уровень квалификации тем педагогам, чье образование не соответствует профстандарту (но не чаще, чем раз в три года).
Профстандарт педагогов ДОУ: функции воспитателя и требования к нему
Стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» регулирует функции, которые выполняет специалист в ходе реализации профессиональной деятельности. Таким образом, согласно профессиональному стандарту педагога-воспитателя, он: выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с ФГОС дошкольного образования; принимает участие в разработке образовательной программы, программы развития ДОУ, создания в нем комфортной и безопасной среды, работает над их реализацией; занимается планированием и проведением учебных занятий с последующим анализом эффективности выбранных подходов; организует и анализирует академические успехи воспитанников за отчетный период и по окончанию дошкольного обучения; способствует формированию у детей навыка учиться, мотивирует их к этому, дает адекватную оценку знаниям согласно выбранным методам контроля.