Безопасность в зимний период

 

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям, но и омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить дошкольника от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.  

  Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы  в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.

 Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать  знания о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи: беседы, различных видов игровой деятельности (сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций), разбора проблемных ситуаций.

Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.

С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.

Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые встречаются в зимнее время года, а подготовить к возможной встрече с ними, привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников в зимнее время года, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Важная составляющая деятельности по проекту – это взаимодействие с родителями.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. 
 

Соблюдайте базовые правила безопасного поведения зимой: 

  • гуляйте с ребёнком — или отправляйте его на самостоятельную прогулку, если он достаточно взрослый — только в светлое время суток;
  • расскажите сыну или дочери о том, что гулять можно только на открытых и хорошо освещённых улицах, играть на безлюдных пустырях может быть опасно;
  • объясните ребёнку, что снег и сосульки грязные, и если их есть — можно заболеть;
  • отмечая Новый год и другие зимние праздники, не используйте пиротехнику и поясните детям, что петарды и фейерверки — частая причина пожаров;
  • если ребёнок гуляет один — купите ему средство связи: телефон или детские gps-часы.

Правила поведения на улице и на дороге

        Внимательность на улице и на дороге уместна всегда. Но зимой — особенно. В холодное время года темнеет рано: в сумерках видимость становится хуже, а очертания предметов (например, автомобилей) могут и вовсе искажаться.

            Конечно, возможные опасности — не повод запереться дома до лета. Объясните ребёнку, что нужно:

  • немедленно возвращаться домой, если на улице резко похолодало или заметно усилился ветер;
  • держаться подальше от крыш домов, с которых могут упасть сосульки или снежные глыбы;
  • переходить дорогу только по пешеходному переходу, предварительно убедившись не только в отсутствии автомобилей, но и в хорошем обзоре дороги — из-за снежных заносов легко не заметить приближающейся машины;
  • не ходит по краю тротуара и не останавливаться у самой дороги;
  • выбирать для очень активных развлечений, например, игры в снежки, не слишком людные места, чтобы случайно не травмировать маленьких детей или пожилых людей;
  • всегда быть на связи с родителями, и, если возникла экстренная ситуация — сразу же позвонить маме или папе.

Совет родителям. Прикрепите к одежде или рюкзаку светоотражающий элемент — так ребёнок будет виден водителям даже в темноте. Сделать сына или дочь еще заметнее для участников дорожного движения можно с помощью яркой одежды.

Зимой на водоёме

           Водоёмы в холодный период года — место повышенной опасности и для детей, и для их родителей. Если отправиться на водоём все же необходимо — соблюдайте проверенные правила безопасности:

выходить на лёд в одиночку опасно, но и ходить по замёрзшему водоёму большой группой тоже рискованно. Максимально безопасный способ передвижения по льду водоёма — на расстоянии 5-6 метров друг от друга;

  • проверяйте лед на прочность палкой, а не ногой;
  • опасно выходить на лёд, покрытый снегом — легко не заметить трещины и провалы;
  • избегайте выходить на лёд, если начался дождь, сильный ветер, метель;
  • если лёд под ногами затрещал — сразу возвращайтесь к берегу, лучше всего лёжа, по уже оставленным следам.

Совет родителям. Научите ребёнка тому, что если лёд под ним всё же провалился — первым делом нужно громко звать на помощь. Затем — по возможности ухватиться за лёд, постараться выбраться на поверхность и лёжа добираться к берегу. Объясните ребёнку, что очень важно не делать резких движений и держаться на плаву, даже если выбраться сразу не удалось.

ПАМЯТКА «ОСТОРОЖНО, ГОЛОЛЕД!»

 Гололед — это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы, на деревьях, проводах и т. д. при намерзании переохлажденного дождя и мороси (тумана).
Гололеду обычно сопутствуют близкая к нулю температура воздуха, высокая влажность, ветер. Корка намерзшего льда может достигать нескольких сантиметров. Гололёд — редкое явление природы по сравнению с гололедицей.
Гололедица — скользкая дорога — это тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя. При гололеде значительно повышается риск получения уличных травм: ушибов, вывихов, переломов.
По данным медиков, в такие дни количество пострадавших увеличивается в 2 раза. Если в прогнозе погоды дается сообщение о гололеде или гололедице, примите меры для снижения вероятности получения травмы. Обратите внимание на свою обувь: 
  • подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе; 
  • если таковой не имеется, наклейте на подошву лейкопластырь или изоляционную ленту, можете натереть подошвы песком (наждачной бумагой); 
  • откажитесь в гололедицу от высоких каблуков. Как действовать при гололеде (гололедице)
  • смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.
  • наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.
  • руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах 
  • это увеличивает вероятность падения.
  • будьте предельно внимательным на проезжей части дороге: не торопитесь, и тем более не бегите.
  • старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
  • пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
  • если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю. Не пытайтесь спасти вещи, которые несёте в руках. Не торопитесь подняться, осмотрите себя, нет ли травм, попросите прохожих людей помочь вам.
  • гололед зачастую сопровождается обледенением проводов линий электропередач, контактных сетей электротранспорта. Если вы увидели оборванные провода, сообщите администрации населенного пункта о месте обрыва.

 Помните! Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга. При получении травмы обязательно обратитесь к врачу за оказанием медицинской помощи.

***